В настоящее время существует множество методик по раннему развитию ребенка. Новейшие методики предлагают чуть ли не с самого рождения обучать ребенка счету, чтению и т. д.
Если вы решили заниматься со своим малышом, обдумайте заранее, что именно вы намерены делать. Многим родителям хочется верить, что их ребенок особо одарен, им хочется видеть своего малыша гением. При этом особенно сильно стараются развить именно интеллектуальную сферу. А это не единственная сторона личности ребенка. Важно, чтобы развитие было гармоничным и давалось в индивидуальном темпе и ритме.
Гонясь за результатами, можно перегрузить ребенка. А демонстрируя эти результаты окружающим, можно испортить характер малыша.
Читая своему малышу книжки, помните, что до трехлетнего возраста важно, чтобы книжек было не более двух-трех. События книги, ее персонажи нужно эмоционально проиграть. При чтении главное, чтобы ребенок следил за событиями, показывая всех героев по картинкам, озвучивая их. Например: корова «му-му», кошка «мяу». Следует помнить, что если пассивный запас слов будет опережать активный (разговорный), очень вероятно возникновение логоневроза – заикания.
Занимаясь с малышом, старайтесь использовать ограниченный круг учебных пособий. Не покупайте все новые и новые развивающие игры и материалы. Лучше максимально полно использовать какое-то одно пособие со всех сторон, чем развивать ребенка несколькими десятками игр и пособий. Он не сможет толком освоить ни одной игры, а только запутается. Проявите творчество, придумывайте новые задания к знакомым играм.
Все игры и занятия вводите по принципу «от очень простого к простому, от простого к сложному, а потом и к очень сложному». Если малыш с чем-то не справляется, упростите задание до максимума, даже если это не соответствует инструкции. Делайте сначала все задания вместе, а потом пусть попробует сам.
Выбирайте такую форму обучения, когда ребенок может свободно передвигаться, выбирать себе занятие, манипулировать предметами. Именно в этом возрасте малыш активно познает мир. Подвижность, моторика значительно важнее для формирования мышления, чем пассивная деятельность.
Все занятия с детьми должны быть эмоционально окрашены, включать игру, музыку, танцы. Хорошо, если с раннего возраста большое внимание уделяется общению со сверстниками.
Не углубляйтесь в каком-то одном направлении, например, чтении, математике, музыке или физическом воспитании, забывая остальные. Всестороннее развитие гораздо важнее для малыша, чем рекорд в одном из направлений.
Помните, что однобокое развитие чаще всего приводит к минимальным мозговым дисфункциям, когда одни зоны развиваются быстрее за счет других. Это приводит в дальнейшем к не успешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, сниженному самоконтролю.
Старайтесь больше разговаривать с ребенком. Говорите с ним обо всем на свете – дома, в поездках, на прогулке... Речь взрослого важнее любого методического пособия.
Не давайте малышу те знания, которые сейчас ему не пригодятся. Потому что, до той поры, пока они ему понадобятся, он может их просто забыть. А драгоценное время можно потратить на изучение и освоение того, что нужно сейчас в первую очередь. Не делайте «запасы знаний», живите сегодняшним днем.
Помогите ребенку самому научиться добывать знания. Предоставьте ему свободу творчества в этом процессе.
Радуйтесь каждому успеху вашего ребенка, даже малейшей попытке проявить себя, особенно если это происходит впервые.
А главное, совершенствуйтесь сами. Пусть малыш видит, что учиться и познавать – интересно, необходимо каждому.