У Вас растет замечательный ребенок. И скоро он станет первоклассником! Его способности уникальны – они единственные в своем роде. Имея собственные наблюдения и представления о развитии своего ребенка, тем не менее, многие родители обеспокоены: готов ли он к школе? Для проверки уровня подготовленности к школьному обучению обратитесь к специалистам – психологам и педагогам не позднее, чем за год до поступления в школу.
Понятие «школьная готовность» - комплексное, многогранное и характеризуется не только умением читать и считать, что обычно требует от детей школа при зачислении их в первый класс и что обычно родители считают достаточным для успешного обучения. Прежде всего, у первоклассника должно быть желание учиться в школе, учебная мотивация. Существенной характеристикой является произвольность – умение действовать по инструкции и регулировать свое поведение. Развитие таких качеств, как внимание, мышление, память, речь, мелкая моторика руки, является важной составляющей готовности к школьному обучению.
«Кирпичики» интеллектуального развития закладываются не за год-два до школьного обучения, а в процессе всей жизни, начиная с рождения. Важной чертой интеллектуальной подготовленности к школе являются не просто разрозненные знания, представления о предметах, их свойствах, но и умение увидеть связи, закономерности. Так, например, родители могут обнаружить у третьеклассника в решенной задаче, что он складывает километры с килограммами. И объяснить ему разницу в величинах нет никакой возможности. Причиной непонимания является недостаточно сформированная интеллектуальная готовность.
Желание ребенка понять «что, отчего и почему» показывает изменение познавательных мотивов его деятельности, его способность и умение сравнивать одни предметы с другими, анализировать их, делать простые обобщения и выводы.
Представления о мире (кругозор) должны быть развернуты и конкретны. Ребенок может рассказать о стране, городе, в котором живет, о животных, растениях, временах года, о своей семье и т.п. Здесь главное не переусердствовать, «запихивая» в ребенка максимально большой объем знаний, не считаясь с его возрастными особенностями. В таких случаях ребенок выдает энциклопедические справки совершенно неожиданно для окружающих, к месту и не к месту. Этот поток информации невозможно остановить.
Речь ребенка, готового к школьному обучению, должна быть содержательной, грамматически правильной и эмоциональной. Важно не только учить ребенка читать, а развивать речь, правильно слышать и различать звуки. Желательно проконсультироваться с логопедом по вопросу развития речи и звукопроизношения в 4-5 летнем возрасте.
Особое внимание следует обратить на своевременное развитие мелкой моторики руки или ручной умелости (ловкость пальцев, сила кисти). Это навык, который необходим каждому ребенку для успешного обучения письму. Ученые доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления человека. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Письмо – это сложный навык. Учителя начальных классов отмечают, что первоклассники часто испытывают трудности именно с овладением навыками письма. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц пальцев и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания, также необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Например, при письме ребенок не видит конца строки – залезает на поля, прописные буквы разной величины, он не только не дописывает слова, но и путает положение букв в пространстве. Все это говорит о несформированности планируемой деятельности.
Подготовка к школе и школьные успехи взаимосвязаны. Поэтому многие родители начинают думать об образовании ребенка задолго до школы. А знаем ли мы, взрослые, что начало учебного года наиболее трудно, особенно для первоклассников? Меняется социальный статус ребенка: из малыша он превращается в ученика. Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам. Причем для школьной адаптации требуется от 2-3 месяцев. Первый год в школе – это испытательный срок и для родителей, когда четко проявляются все родительские недоработки, невнимание к ребенку, незнание его особенностей, отсутствие контакта, нетерпимость и неумение помочь. Родители могут как ограничить развитие ребенка, как и способствовать ему – все зависит от отношения.
Мы любим наших детей! Поэтому мы позволяем им думать и размышляем вместе, мы ценим творческий подход, мы внимательно слушаем и проявляем неподдельный интерес, мы понимаем, что каждый имеет право на ошибку, мы поощряем самостоятельность и всегда готовы помочь, не спешим с выводами и верим в успешность наших детей.
Татьяна Михалина,
психолог-консультант Детской Академии Развития